Илья Рейдерман (ilyaray) wrote,
Илья Рейдерман
ilyaray

рецензия на концерт (Вечерняя Одесса 8.09.11)

                        Музыкальный фейерверк
На сцене нашей филармонии - 217-й день рождения города ознаменовался множеством музыкальных событий. Тут  и  фортепианная программа  «Музыка на бис», сыгранная заслуженным артистом Украины Владимиром Саксонским. И состоявшееся в рамках фестиваля «Встреча друзей» выступление Государственного молодёжного симфонического оркестра Армении  под управлением Сергея Смбтяна.
  Роман Бродавко в качестве ведущего концерта - говорил о музыкальной династии Лазаря и Владимира   Саксонских, прочно вписавшейся в музыкальную историю нашего города.   И в самом деле – во время концерта невольно приходили мысли о времени, которое становится историей.  Выходит на сцену музыкант, которому за восемьдесят, играет наизусть, сражаясь с возможной забывчивостью, и, поклонившись  в ответ на долгие аплодисменты, выпрямляется, не сутулясь, олицетворяя достоинство музыки. Он дарит городу музыку на протяжении многих лет, продолжая великие и славные традиции, унаследованные от своего учителя Людмилы Наумовны Гинзбург.  И как же его любят одесситы,  буквально завалив  букетами цветов!    Есть за что любить -  он тонкий мастер, он владеет всеми секретами фортепианной выразительности. Эти секреты не то, чтобы совсем утрачиваются – просто сегодня  в ходу иная стилистика, внешне блестящая, но, в сущности, куда более простоватая.   Как он играет Прелюдию Рахманинова, Токкату Хачатуряна! А вот большой блок музыки украинских композиторов – лично для меня открытием были два произведения Виктора Косенко. С первых же звуков ясно: гений! Умерший слишком рано. Но часто ли мы слышим его музыку? Услышали мы и Гавот Лазаря Саксонского. Сын исполняет произведение отца - кстати сказать, очень славное, изящное.  
Пианиста не отпускали. И, махнув рукой, он вновь садится за рояль, и играет – уже без объявления, в самом деле, на бис. И узнаёшь: Гершвин! И как свободно, как лирично звучит, как джазово.   Кажется даже, что в исполнении появились новые краски.  
Ну а факт, что к нам из Армении приехал симфонический оркестр в полном составе -  потрясает. Ведь  удовольствие - не из дешёвых! Но, слава богу, достаточно велико желание объединить разорванное культурное пространство, и  организаторам фестиваля «Встреча друзей» - огромная благодарность!  Она тем больше, что оркестр и его дирижёр продемонстрировали искусство поистине феерическое, фантастическое!  
Несколько слов о   дирижёре Сергее Смбтяне – сведения о нём пришлось искать в интернете. Он - сын посла Армении в России,  скрипач, в 2005 году основал и  возглавил молодёжный оркестр Армении, в состав которого вошли талантливые студенты ереванской консерватории, - а потом оркестр, заслужив мировое признание,  стал государственным.  Оркестр постарался показать одесситам все свои незаурядные возможности.  Вначале прозвучала симфоническая поэма Сезара Франка «Джинны» - партию фортепиано превосходно исполнила Джулия Зильберквит (США). Полагаю, что одесситы слышали это произведение впервые.  Какая порывистая, романтически-сказочная,  страстная музыка! С каким темпераментом она исполняется! Мрак – в интонациях оркестра. Свет – в пассажах фортепиано, порою удивительно мелодичных.
А потом был «Послеполуденный сон фавна» Клода Дебюсси -  слушать этот шедевр импрессионизма во всём богатстве и мощи оркестровых красок было очень интересно.  Конечно, акустика зала нашей филармонии – не самая лучшая,  но я сидел на балконе, и, кажется, слышал, как движется звук в пространстве, как вибрирует воздух.  И в «Послеполуденном сне…», как и в «Джиннах», было волшебство, сказка. Нас чаровали, -звенели арфы,  странно трепетали  звуки… 
Зато в «Праздничной увертюре»  Александра Арутюняна -  оркестр продемонстрировал всю свою мощь, весь свой   темперамент, и какое же было завершающее тутти!  
Но я ждал  выхода на сцену Алексея Ботвинова. Ему, кстати, в начале второго отделения вручили почётную грамоту городского головы. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. Уж, казалось бы, заигранное произведение!  Ещё раз перелистаем хрестоматийные страницы?  Но замечательному пианисту – в сотрудничестве с дирижёром Сергею  Смбтяном - удалось почти невозможное:  они  прочитали партитуру заново, они услышали в затёртых нотах мятущуюся жизнь. Какие живые интонации! Какая свобода!   Словно никто до тебя этого не играл. Брожение души, в которой и красота, и беспечная мечтательность, и внезапная тревога. Это русская душа – не вполне устойчивая, легко переходящая от одного настроения к другому. Но – и тут я низко кланяюсь Ботвинову – он снимает  налёт какой бы то ни было сентиментальности, мягкотелости: он твёрд  и мужественен, порою даже чуточку суров. Он знает, какая за всем этим драма! Дореволюционный мыслитель Розанов обронил  известную формулу о «вечно бабьем в русской душе».  Ботвинов  играет русскую музыку за рубежом, доказывая обратное: великое мужество русского духа в его стремлении к Правде и Красоте.  Концерт прозвучал на одном дыхании – ни одной ноты нельзя было пропустить. Даже хрестоматийный финал – не был просто апофеозом, он был невероятен по темпам, тут было дыхание-задыхание, та «неровность», та ассиметрия, которая не позволяет живому превратиться в мёртвый слепок. 
Но оркестр продолжал свою программу. Арам Хачатурян, его гениальная балетная музыка.  Описать этого - не могу, но  исполнение такого уровня - доставляло невероятное наслаждение. И вдруг – что это? Это, кажется, уже не Хачатурян, это Чайковский, поразительный по красоте эпизод из балета «Щелкунчик»! Нет, не зря так «схитрил» дирижёр, срифмовав Чайковского и Хачатуряна!  Национальные культуры – как реки, впадающие в море, и это море, слава богу, нельзя разделить.  И в нём Хачатурян наш – как и Чайковский.
Как сказать по-армянски «большое спасибо»?
                                                                       Илья Рейдерман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments