Илья Рейдерман (ilyaray) wrote,
Илья Рейдерман
ilyaray

Category:

О НАРКОТИКАХ И "ОТРЕЗВЛЕНИИ"

О «наркотиках» и «отрезвлении»
Анастасия Зиневич написала рассказ «Отрезвитель», вызвавший много споров. О чём рассказ, о чём спорят? О том, нужно ли лицемерно поддакивать другу, сохраняя совершенно условные, ФАЛЬШИВЫЕ, ПО СУТИ, ОТНОШЕНИЯ – или следует говорить нелицеприятную правду.
Фейсбук – великолепная площадка для создания таких условных, фальшивых «дружб». И совершенно замечательное по эффективности средство бегства человека от реальности своего действительного бытия. Впрочем, и кроме него - существует великое множество других способов бегства. Героиня рассказа - собирается в Европу. Зачем? А мир посмотреть. Зачем - на мир посмотреть? А чтобы… развлечься, отвлечься. Работы мало, суеты много, а всё же героиня устала, должно быть… Вот и один серьёзный мужчина сказал, прочитав рассказ, что нужно же иногда и отдыхать! А отдыхать для него значит выпивать. С друзьями, конечно, не в одиночку. Он ведь пока не алкоголик. А в кругу друзей что главное? Дружеская поддержка! Она заключается в том, что ты можешь говорить с умным видом любую чушь, но тебя будут слушать(под водочку) с уважением, и даже похлопывать по плечу. Дескать, наш человек! И сколько всего знает! Молодец! И твоего комплекса неполноценности как не бывало.
В мире тысячи разнообразных наркотиков, в число которых входит и алкоголь. Но и очень многое, не имеющее химической формулы, может стать наркотиком. Телевизор – наркотик, деньги – наркотик, работа – наркотик, покупки – наркотик, евроремонт - наркотик, туризм – наркотик. Помните знаменитое «религия – опиум для народа»? Неразлучная парочка Маркс-Энгельс, провозгласив сей лозунг, должна была найти для себя другой «опиум». Конечно, наркотиком для них стала «мировая революция». Но ещё до того, как вбросить революционные лозунги в мир, парочка занималась тем, что встречала работниц, идущих со смены, и занималась, так сказать, «съёмом». Сейчас это называют пикапом. Сексуальный наркотик – один из самых сильнодействующих!
Функция наркотиков – в том, чтобы хотя бы ненадолго повысить уровень самоуважения, который, почему-то, колеблется. А колеблется он, когда человек - как правило, помимо своей воли – догадывается, что «живёт по лжи», в фальшивом условном мире, существование которого он сам же активно поддерживает. Можно ведь не только в фейсбуке «ставить лайки», но и в реальной жизни - улыбаться даже тогда, когда совсем не хочется, раздавать похвалы и делать мелкие подарки. «О, сколько нервных и недужных ненужных встреч и дружб ненужных!» Всё это – повседневное лицемерие, которое подобно смазке, чтобы наши шестерёнки безболезненно сцеплялись с шестерёнками других, - без которого, по-видимому, нельзя обойтись в социальной жизни. Всё это работает, и ты пребываешь в зоне относительного внутреннего комфорта, пока вдруг не произойдёт как бы пробой изоляции, и ты самому себе скажешь: вру! вру! вру! Зачем? Зачем? Зачем?
Вот – надоело врать себе и другим! И эта социальная смазка, довольно таки вязкая и вонючая – уже налипла толстым слоем на душе, и душа твоя - задыхается. Ей бы отмыться, ей бы кислорода правды! А смазка привычного лицемерия, так сказать, необходимой для жизни лжи – называется по-разному: вежливость, демократичность (не скажешь же идиоту и хаму в лицо, что он идиот и хам, и разговаривать с ним – ниже твоего достоинства!), гуманность, толерантность, наконец, политкорректность. Может быть, в политике политкорректность действительно уместна – чтобы не плодить лишние конфликты – но лично я – её ненавижу. И, вероятно, поэтому – я в «приличном обществе» невыносим - то и дело, часто даже помимо своей воли – говорю неуместную и никому не нужную правду, да ещё в резкой форме. От чего друзей у меня не прибавляется, да и тех, что были – теряю. Вот я и говорю, что моими друзьями остаются только те, кто в силах меня «выдержать». Но ведь не будь этих вулканических выбросов – был бы я душевно живым? Писал бы стихи?
Анастасия Зиневич, конечно, помоложе меня – и выросла в мире лицемерия, которое на порядок выше лицемерия советских времён. Но ведь живёт рядом со мной – а дурной пример, говорят, заразителен! А поскольку она ещё и в какой-то мере психотерапевт – то ведь «отрезвление правдой» можно считать главнейшим психотерапевтическим приёмом! Большинство терапевтов очень долго беседуют с клиентами, давая им «дозреть» и как бы самим осознать, до какой степени они в своей жизни «заврались». А то и вовсе выполняют «заказ» клиента, давая ему то что он хочет: обманываться дальше, но уже без болезненных мук совести А вот один из учителей Анастасии, поразительный врач-психиатр Алексейчик – христианин, между прочим – бьёт без пощады по самому больному месту, возвращает человека в реальность, часто очень, увы, болезненную. Бьёт именно из любви к человеку – чтобы помочь ему «прийти в себя», в свой утраченный «образ человеческий». Отрезвлением занимается! Кстати, большинство коллег, особенно зарубежных – такой стратегии не принимает. Во-первых, процесс идёт слишком быстро – а кто деньги платить будет, да, может быть, не один год? А во-вторых – как это …негуманно. Причём негуманно у них стоит на первом месте, а проблема денег - разумеется, не озвучивается. Хотим выздороветь – и без боли? Пусть делают операцию – но под наркозом, с наркотиками… Но поставить на место вывихнутую душу – без боли, без страданий – не получится.
Целительная сила правды. Необходимость отрезвления. Разумеется, Анастасия делает это вовсе не из «мессианских амбиций», как утверждает в комментариях к рассказу наш друг (не по фейсбуку, а по жизни) А.А. Анастасия – будущий психотерапевт, и обе героини рассказа принадлежат к психотерапевтическому сообществу. И тут нужно понимать категоричность императива: врачу, излечися сам! Может ли психотерапевт помочь другому прийти к осознанию своей болезненной реальности, если сам находится в плену фальшивой реальности и прибегает к тем или иным разновидностям наркотиков, изо всех сил не желая видеть правды? Сколько их, "недоделанных" психотерапевтов, и какой же вред они приносят репутации психотерапии! А.А. устав спорить по существу сказанного в рассказе, вдруг объявил, что рассказ неудачный. Но ведь речь не об эстетических достоинствах рассказа! А о том, нужна ли отрезвляющая правда. Или лучше – врать, чтобы быть другом. Сам А.А. имел в прошлом опыт работы с глубокими стариками в доме престарелых – их нужно было разбудить, отвлечь от тягостных мыслей, в буквальном смысле слова развлечь. Правду говорить им было уже бесполезно.
Но мы то ещё до такого абсолютного экзистенциального тупика не дошли. А мир, в котором мы живём, оперирует весьма лукавыми отговорками: это твоя правда, никто не знает правды, у каждого своя правда, своё мнение, свой мир. И вправду, каждый человек – целый мир. И миров много. Один израильский физик, всерьёз обсуждая так называемую многомировую интерпретацию квантовой теории, вводит новое понятие «мера существования мира». Для экзистенциального мыслителя это очень важное понятие, он-то привык говорить о существовании подлинном и неподлинном. Так вот – какова мера существования мира, в котором ты живёшь, с его относительным комфортом и уютом? Тебе кажется, что он существует и для тебя, и для других – если другие реагирует на лайки в сети, на существующий в реальности автомобиль, на шикарное платье, и на прочее… А, может быть, это всего лишь радужный шар, мыльный пузырь, который внезапно лопнет?

текст с комментариями откроются если пройти по ссылке:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1833574030303746&id=100009535006296

++
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments